Британская легенда Колин Чепмен

Британская легенда Колин ЧепменО б автомобильном конструкторе Энтони Колин Брюс Чепмен (Anthony Colin Bruce Chapman) написано очень много статей в различных автомобильных газетах и журналах. В Великобритании и других странах Запада были сняты о нём документальные фильмы, журналисты несколько десятков раз брали у него интервью и написать о нём что-то новое практически невозможно, но, поскольку, о нём и его знаменитом Lotus Seven не раз упоминается на страницах данного сайта я решил написать эту статью.

Р одился будущий создатель автомобиля-легенды 9 мая 1928 года в пригороде Лондона, можно сказать, в отеле. Отец Колина служил управляющим гостиницы Railway Hotel в городке Хорнси. Чепмен не остался в этом бизнесе — мальчик с детства увлекался техникой, и родители чаще видели своё чадо с гаечным ключом в сарае, чем с бумагами в холле отеля. Естественно, молодой человек выбрал путь инженера. В 17 лет его приняли в колледж Лондонского университета. Гоняя на своем 350-кубовом мотоцикле Panther, Чепмен размышлял о конструкциях, которые сделают его знаменитым и богатым. Но однажды ход его мысли прервало такси, в дверцу которого он въехал. Так после этого случая Колин Чепмен полюбил четырёхколёсные экипажи.

Р одители также разделяли уверенность сына в том, что автомобиль всё-таки устойчивее мотоцикла, и к Рождеству 1937 года Колин получил Morris 8 Tourer. Машинка использовалась для поездок в университет и романтических свиданий с Хейзел Уильямс — девушкой, которая впоследствии станет женой конструктора.

Б изнес-жилку Чепмен в себе нащупал, открыв со своим другом Колином Дейром маленькое дельце по продаже подержанных машин, которые они сами восстанавливали буквально из металлолома. Компаньонам удавалось продавать по одной-две машины в неделю до тех пор, пока правительство не изменило законы, и страну заполнили новые автомобили. Бизнес потерпел крах. Зато Чепмен занялся тем, что впоследствии приведёт его к чемпионским трофеям — созданием спортивных автомобилей.

В 1947 году, из чистого любопытства, Чепмен решил покопаться в старом Austin Seven — популярной довоенной микролитражки. От старого автомобиля конструктор взял шасси и трансмиссию. Максимально облегчив машину и установив новый кузов и под капот 1,1-литровый нижнеклапанный мотор Ford, лишь немногим мощнее стандартного силового агрегата, Колин заявился на старт местных любительских гонок. Важнее, что своему самодельному драндулету или, как благородно выражаются англичане, «спешелу» Чепмен подарил имя собственное — Mark I (Mk I).

П араллельно с практической деятельностью по закручиванию гаек Колин Чепмен продолжал постигать теорию, и в 1947 году получил звание бакалавра. В процессе улучшения конструкции своего детища англичанина застал воинский долг. Королевский воздушный флот обрёл офицера Колина Чепмена. Но сам военнообязанный получил от самолётов гораздо больше — не зря много лет спустя на трассах Formula 1 появились его знаменитые болиды-крылья.

П осле армии наш герой трудился в Британской Алюминиевой компании. Итог — все автомобили Чепмена отличались удивительной лёгкостью из-за широкого использования алюминия в конструкции.

В 1949 году Колин Чепмен сконструировал свой второй автомобиль Mark II (Mk II). Причём на Mk II Чепмен осмелился выйти на «кольцо», хотя до этого не видел ни одной гонки даже с трибуны. И не просто вышел, а одержал победу в зачёте так называемой гонки Formula 750! В дальнейшем известный тогда гонщик Майкл Лоусон — кстати, родной дядя Стирлинга Мосса — начал выигрывать соревнования в одни ворота на Mark II.

В 1951 году Колин Чепмен сконструировал Mark III и за рулём этого болида стал доминировать в гонках. Естественно, это надоело организаторам, и они поменяли правила проведения гонок, но никакие правила не могли помешать сверхлёгким автомобильчикам становиться первыми. И многие гонщики пошли к Чепмену за этим чудом.

В 1952 году была образована компания Lotus Engineering. Колин Чепмен начинал скромно. Его фирма размещалась в небольшом сарае его невесты Хейзел Уильямс, которая внесла начальный капитал фирмы в размере 25 фунтов. И никто, кроме её владельца, не осмелился бы предположить, что в скором времени фирма обретёт мировую известность.

П отом были победы, титулы, череда ужасных аварий, в которых гибли лучшие пилоты, снова победы. Но это отдельная история, мы же обратимся к главным героям этой статьи — вечному спорткару Lotus Seven и его создателю.

П остепенно эволюция спортивных Mark привела к модификации Mark VI, которая уже стала выпускаться серийно. К этому времени эти автомобили носили имя Lotus, однако история не уточняет, почему. Почему Колин назвал автомобиль в честь восточного цветка? В последующие три десятка лет Чепмену задавали этот вопрос не меньше миллиона раз, но он каждый раз упорно уклонялся от прямого ответа. Впрочем, есть несколько версий, одна из них: в юности великий конструктор увлекался буддизмом — пусть совсем недолго и не всерьёз, но всё же, а «лотос» в этом религиозно — философском учении — символ чистоты. Вторая версия: существует версия, что оно появилось из прозвища его подруги Хейзел Уильямс, позже ставшей его женой, — «lotus blossom» (цветок лотоса). Третья версия: говорят, Хейзел подсказала — мол, символ вечности.

В 1957 году, после модернизации, машина получила обозначение Lotus Mark Seven Series 1 — это и был первый Seven. Зачем Чепмену это было нужно? Построить автомобиль для дорог общего пользования конструктора попросили клиенты и друзья, к тому же это обещало значительную прибыль. Колин Чепмен не любил выбрасывать деньги на ветер, поэтому нашёл покупателя на первую «семёрку» ещё до начала её создания. Это был бизнесмен и гонщик Эдвард Льюис — владелец обувной компании Westover Shoes. Льюис планировал принять участие в гонках по подъёму на холм, и он получил автомобиль, на котором мог не только выйти на старт, но и доехать на нем из дома! Первый Lotus Seven появился 31 июля 1957 года. Дебют Lotus Seven состоялся в том же году на Мотор-шоу в Лондоне.

Е стественно, Чепмен не изменил своему главному принципу: минимальный вес при минимально необходимой мощности мотора. И действительно, Lotus Seven весил всего 330 кг благодаря конструкции шасси: стальной трубчатый каркас, обшитый тонкостенными алюминиевыми листами. А 1,1-литровый фордовский моторчик развивал всего 40 л. с. При этом максимальная скорость в 130 км/ч была весьма достойной для тех лет. А стоил автомобиль всего 587 фунтов, правда, в разобранном виде. Это было (и остается!) одним из самых популярных увлечений автомобилистов-умельцев. Купил автомобильный конструктор (kit car) — собрал в гараже. Да и экономия приличная — до 50 процентов.

Н айти сегодня настоящий Lotus Seven непросто, ибо сделали их немного: 240 машин первой серии (1957-1960), 1350 — второй (1960-1968), 350 автомобилей третьей серии (1968-1970) и примерно 1000 экземпляров — четвертой серии (1970-1973). Поэтому не удивительно, что сегодня несколько десятков фирм предлагают реплики этого автомобиля, причём, как правило, в виде конструктора кит-кар.

П ервая серия Lotus Seven производилась с двигателем Ford 100Е и 3-ступенчатой коробкой передач. На более поздние модели устанавливались двигатели фирмы Coventry Climax, известной в те годы по гонкам Formula 1. Объем моторов от Austin А-35 был 1097 см 3 или 948 см 3. коробка передач стала 4-ступенчатой, производства British Motor Corp. (BMC).

В 1960 году начался выпуск автомобилей второй серии. У них была более лёгкая рама, новые передние крылья и носовой обтекатель из фибергласа. Первое время двигатели оставались прежними, как и в первой серии. Но вскоре они были заменены на более совершенные моторы Ford 105Е объемом 997 см 3 и BMC (от Austin Healey Sprite). С 1961 года применялись двигатели от Ford Classic 109Е объемом 1340 см 3. а затем с 1962 года — от Ford Cortina объёмом 1498 см 3. Эти модели стали известны под названием Super Seven, а тюнинговая версия Cosworth стала одной из самых быстрых клубных гоночных машин своего времени.

В 1968 году запустили третью серию, которая внешне была похожа на вторую, но имела более широкие колёса и крылья. В то же время рама стала значительно жёстче, и в основную комплектацию вошел двигатель Ford 2265E (1600 см 3 ) и задний мост от Ford Escort, который заменил ненадёжный агрегат от Standard. С 1968 года Super Seven начал поставляться с двигателем Lotus Twin-Cam.

В 70-х годах стало чувствоваться, что по прошествии 12 лет Seven устаревает. Тогда начался выпуск последней модели beach baggi (пляжные багги), которая предназначалась для быстро растущего рынка. Это был Seven четвёртой серии. Изначально предполагалось, что она сохранит характеристики предшественников, тем не менее, серия очень отличалась более простым шасси со стальной пространственной рамой и стальными боковыми панелями, заключенными в корпус из стеклопластика.

В августе 1973 года такого автомобиля как Lotus Seven не стало. Производство было прекращено. Но не надо печалиться — вся жизнь у него была впереди. Дело в том, что все права на автомобиль вместе с оборудованием для производства были переданы дилеру Lotus — фирме Caterham Cars Ltd. Только в Caterham немного обманули Чепмена, приобретя лицензию на производство последней, четвертой, серии Seven, а выпускать стали третью. Потому что она была гораздо удачнее последней версии с пластиковым кузовом и угловатым дизайном.

C aterham — известная английская марка, выпускающая легендарные спортивные автомобили. В этом производстве свои разработки и технологии применял талантливый конструктор спортивных машин Колин Чепмен на протяжении сорока лет.

П осле того как в 1973 году эксклюзивное право на производство Lotus Seven было приобретено Caterhan Cars Ltd. (дилер Lotus), автомобиль получил имя Caterham Super Seven. Компания Caterhan Cars, продолжая совершенствовать «семерку», постаралась сохранить её неповторимый дух. На некоторых моделях были применены углеродные волокна — материал, ставший новым выбором Formula 1.

К олин Чепмен, как основатель и владелец команды Lotus, вошел в историю Гран-при как революционер, внедривший множество прогрессивных идей и новинок. Его важнейшими техническими инновациями, изменившими облик «Формулы-1», были следующие: Несущий кузов типа монокок как структурного элемента в гоночных болидах (первым таким болидом был Lotus Mk 25), широкое использование антикрыльев, перемещение радиаторов с носа болида на борта, использование граунд-эффекта — разрежения под днищем автомобиля, создаваемого при помощи «юбок», закрывавших пространство под днищем (позже было запрещено), гидравлическая активная подвеска.

В от наиболее известные из технических революций, изменивших с его легкой руки облик Formula 1. Кроме того, Чепмен впервые в Formula 1 разместил на своих автомобилях рекламу, что позже переняли все остальные команды.

Р ано или поздно творения Чепмена побеждали, но в погоне за секундами надёжность нередко отступала на задний план. Это приводило не только к сходам с трассы, но и подвергало пилотов смертельному риску.

Ч епмен был уникальной личностью. Великий менеджер, он к тому же обладал выдающимся инженерным талантом. Его конструкторы, механики, гонщики всегда трудились в атмосфере творчества, их главной целью было создать лучший автомобиль в мире.

В начале 80-х у фирмы Lotus Engineering возникли проблемы, и Чепмен сильно переживал за своё детище. 16 декабря 1982 года, в возрасте 54 лет, Колин Чепмен умер от инфаркта.