Audi – победы и скандалы

Мы продолжаем цикл публикаций о самых заметных представительницах слабого пола в мире больших скоростей и мощных моторов, приуроченный к Международному женскому дню

Audi – победы и скандалыИстория седьмая: Чёрный вулкан

В 80-х годах прошлого века за рулем безумных раллийных машин группы Б выступали сразу несколько пилотесс. Однако только одна из них стала настоящей легендой мирового автомобильно спорта. Только ей удалось стать вице-чемпионкой в каком-либо чемпионате мира – ее зовут Мишель Мутон, а за глаза называют «Черный вулкан» за взрывной темперамент и копну черных волос.

Француженка начала свою спортивную карьеру в 1973 году. 22-х летняя Мишель выступила в роли штурмана Жана Таиби, причем не где-нибудь, а на ралли Монте-Карло. Впрочем дебют вышел так себе – экипаж был дисквалифицирован за блокирование дороги.

На свой следующий старт Мутон вышла уже в роли пилота – отец приобрел для нее Alpine-Renault A110, но с условием, что пилотировать автомобиль будет именно она. Ее первой гонкой в качестве пилота стало Ралли Корсика 1974 года. С этого и началась история легендарной пилотессы.

Мишель сразу же заставила говорить о себе, причем исключительно в хвалебном тоне. Победы в своих зачетах на этапах чемпионата мира, а также победы и призовые места в чемпионате Европы по ралли привели к тому, что в 1981 году заводская команда Audi пошла на казалось бы авантюрный шаг и пригласила Мутон в свой состав.

Audi – победы и скандалы

В своем втором старте за рулем фактически серийной Audi Quattro Мишель заняла четвертое место, а в шестой гонке она одержала победу в абсолютном зачете. Скептики были посрамлены. Любопытный факт — дистанция победного для Мутон Ралли Санремо состояла из шестидесяти одного спецучастка, по итогам которых она опередила ближайшего соперника Хенри Тойвонена на три с половиной минуты.

Венцом карьеры французской гонщицы стал 1982-й год. По ходу сезона Мишель одержала три победы и до предпоследнего этапа сохраняла шансы на титул чемпионки мира, но во время гонки она получила известие о смерти своего отца. Возможно эмоции сыграли свою роль – вылет с трассы привел к сходу с дистанции и потере титула.

После такого оглушительного провала карьера Мутон пошла вниз. Машины становились все мощнее и быстрее, Мишель же они явно пришлись не по вкусу. С каждым годом результаты становились все хуже и хуже – после 1982-го года пилотесса не одержала ни одной победы.

В 1985-м году Мишель была фактически переведена в тест-пилоты Audi. Программа выступлений ограничилась чемпионатом Британии и одним-единственным этапом чемпионата мира по ралли. Но лучше бы она и вовсе на стартовала в этой гонке, поставившей пятно на ее практически безупречной репутации.

Это был не первый скандал для Audi и Мутон. В 1981-м году команду поймали во время Ралли Акрополис сразу на двух нарушениях. Вместо двух из четырех фар на автомобилях Audi Quattro были установлены дополнительные воздухозаборники. Кроме того, машины оснастили двумя аккумуляторами. Команду сняли с гонки, Audi в срочном порядке омологировала другую версию Quattro и Мишель продолжила борьбу в чемпионате.

Второй скандал до сих пор будоражит умы поклонников ралли. Во время Ралли Кот-д`Ивуар Мишель Мутон заменили машину! У ее основной Audi возникли проблемы с двигателем, которые нельзя было исправить по ходу гонки. На этой марафонской гонке заводские команды использовали автомобили поддержки, выступавшие наравне со всеми в основном гоночном канале.

Эту машину поддержки и получила в свое распоряжение Мишель. Однако разница между двумя машинами была очевидна. Не помогло даже переклеивание бортовых номеров. В результате команда приняла решение снять экипаж, но было уже поздно.

Скандал набирал обороты, закончившись увольнением главного инженера Audi и уходом Мишель Мутон. Француженка никогда не комментировала эти скандалы, но очевидно, что она не могла не знать о жульничестве своей команды.

После разрыва отношений с Audi в чемпионате мира по ралли Мутон один-единственный раз вернулась за руль Quattro. В конце 1985-го года она выиграла легендарную гонку Pikes Peak, на тринадцать секунд побив рекорд Эла Ансера-младшего. Разочарованный проигрышем француженке родственник Эла Бобби Ансер не стеснялся в выражениях, заслужив от Мишель отповедь: «Если ты мужчина, то можешь попробовать опередить меня спустившись с горы сверху вниз».

Француженка во французской команде

Следующий сезон стал последним в раллийной карьере Мишель Мутон – из Audi она пересела за руль Peugeot 205 turbo 16. И вновь она не получила полноценную программу выступлений в чемпионате мира по ралли. Вместо этого она проехала чемпионат Германии, досрочно выиграв его и поставив очередной рекорд — она стала первой женщиной, сумевшей одержать победу в каком-либо раллийном чемпионате.

Кроме того она проехала два этапа чемпионата мира по ралли, завершив свою карьеру сходом по технике на Ралли Корсика 1986 года. На Корсике началась история участницы чемпионата мира по ралли Мишель Мутон, здесь она и закончилась спустя двенадцать лет.

Жизнь после ралли

После окончания раллийной карьеры Мишель провела в составе ралли-рейдовой команды Peugeot пару сезонов, выступая в качестве пилота «быстрой технички». Но даже здесь она умудрилась собрать несколько подиумов — не могла Мутон ехать медленно, это не в ее стиле…