Американская фирма Elan Motorsport Technologies

Поставщиком «железа» для нового чемпионата стала американская фирма Elan Motorsport Technologies, поставляющая шасси под известным брендом Panoz для гонок IndyCar, FIA GT, ALMS и даже престижнейшего Le Man. Базовой моделью устроители выбрали 750-сильный болид DP09B с V-образным 12-цилиндровым мотором Menard объемом 4,2 литра. Полностью снаряженная машина весит около тонны

Американская фирма Elan Motorsport TechnologiesДля участия в первом сезоне альтернативы Формулы-1 заявились 18 клубов, среди которых – голландский «ПСВ Эйндховен», итальянские «Милан» и «Рома», английские «Тоттенхэм Хотспур» и «Ливерпуль», испанцы из «Севильи» и мадридского «Атлетико», а также «Порту», лиссабонский «Спортинг», «Андерлехт» и «Галатасарай», «Олимпиакос» из греческого Пирея. Но футбольные титулы ничего не решают на треке – первым победителем стал мало кому известный за пределами Китая пекинский клуб «Гоань»!

А последним чемпионский титул снискал бельгийский «Андерлехт» в сезоне 2010 года. После этого даже ангольским спонсорам стало ясно, что идея не прижилась: действо едва набирало 5 миллионов телезрителей в 62 странах! Ни о какой прибыльности речь уже не шла, и после неполных четырех сезонов бродячий футбольно-формульный цирк был распущен, в очередной раз подтвердив тезис: не всякая оригинальная идея продуктивна.

Иногда, правда, получается наоборот. Тони Джордж, владелец знаменитейшей «Старой кирпичницы» – 2,5-мильного автодрома Indianapolis Motor Speedway. на котором проводится знаменитая гонка Indy 500, в 1994 году воплотил давнее намерение: создать единый open wheel ra c ing чемпионат, который покончит с усобицей и дроблением ресурсов. Надо отметить, что в Северной Америке знают толк в гонках. Индустриальная революция Генри Форда, означающая в массовом сознании начало эры автомобилизации, развернулась на фоне настоящего бума всевозможных состязаний, в том числе и с участием специально подготовленных гоночных машин с открытыми колесами. Например, Champ Car. старейший в мире чемпионат, был организован еще в 1905 году и проводился более века, пока в 2008-м не был поглощен серией IndyCar .

Интересно, что серия официально открыта для всех поставщиков шасси. Никто не может запретить, например, Ferrari предложить свою продукцию, но гарантий, что предложение будет принято руководством серии, нет. За двадцатилетнюю историю в гонках использовались шасси всего четырех фирм: уже упомянутых ранее Lola. Reynard и Panoz. доставшихся в наследство от ChampCar. и нынешнего монополиста – итальянской Dallara с V — образными 6-цилиндровыми моторами Honda (а с 2012 года – еще и Chevrolet с Lotus ), работающими на смеси этанола с бензином.

Вообще, 2012 год стал для IndyCar новаторским. Во-первых, серия перешла на новое шасси Dallara DW 12, названное в память о тест-пилоте фирмы Дэне Уэлдоне, разбившемся в 2011 году во время гонки в Лас-Вегасе. (Поясним: в Формуле-1 принято каждый сезон выставлять новое шасси или существенно модифицировать старое, что, естественно, требует расходов, и немалых.) Новое шасси обеспечивает больший уровень безопасности: задние колеса полностью скрыты аэродинамическим обвесом и защищены от контакта. Кроме того, стоимость DW 12 со всеми обвесами удержалась у отметки в $500 000, и для многих команд-новичков этот фактор стал своего рода билетом в серию.

Однако победа Тони Джорджа, стоившая ему около миллиарда, может оказаться пирровой. С одной стороны – сильно поджимает кузовной NASCAR. уверенно лидирующий по телевизионным рейтингам (достаточно вспомнить бум вокруг гонщицы-фотомодели Даники Патрик). Да и закрытость серии (в ней, согласно тезисам Джорджа, могут участвовать только аборигены) сильно снижает интерес транснациональных спонсоров. С другой – после болидов ChampCar. за рулем которых успешно гонялись знаменитые Найджел Мэнселл и Хуан Пабло Монтойя, нынешние 500-сильные Indy — машины воспринимаются как юниорский класс. Четырехкратный чемпион IRL Дарио Франкитти говорит: «Если поставить большие антикрылья, то умения гонщика почти не надо прикладывать, так как можно ехать все время на полном газу. Это слишком просто». Ему вторит чемпион 1997 года Жак Вильнев: «То, что сделало IRL. – зрелище. Это не гонки. Машины не представляют интереса. Нельзя уменьшить аэродинамическую составляющую, а моторам не хватает мощности – можно без проблем ехать на полном газу, и это не требует от гонщика всех навыков. Гонщики хорошие, но они тратят здесь время напрасно». Сам Вильнев «убежал» из Indy после двух сезонов. И, наконец, Хуан Пабло Монтойя, колумбиец, одно время конкурировавший с самим Шумахером, отзывается об Indy совсем пренебрежительно: « IRL и ее этапы на овалах – хорошая забава. Но эти машины нельзя сравнить с ChampCar ’овскими, мощность слишком мала».

Тони Джорджа «попросили» со всех постов, и за исправление ситуации принялись уже другие люди. В первую очередь IndyCar стал интернациональным, в сезоне 2012 года в серию пришел бразилец Рубенс Баррикелло, бывший напарник Шумахера по Ferrari, а в прошлом сезоне – японец Такума Сато, небезуспешно выступавший в «королевских» гонках. В планах нынешних боссов IndyCar – экспансия за пределы США.

А «задвинутый» Тони пошел ва-банк: несколько лет назад он связался с Берни Экклстоуном с предложением… вернуть Формулу-1 в Индианаполис! Судя по тому, что ничего определенного за этим не последовало, хозяин самых престижных гонок планеты предпочел двигаться в другом направлении. Например, один из новых этапов предполагается назвать Grand Prix Russia и провести его поздним вечером в Олимпийском парке Сочи. Можно только представить, какое это будет зрелище! И снега для гонки совсем не надо.