Шведский туринг: вслед за DTM и обратно, или куда идет STCC

Шведский туринг: вслед за DTM и обратно, или куда идет STCCДесять машин — именно столько вышло на старт первого этапа скандинавского кузовного чемпионата STCC, который прошел в первые выходные мая на временной трассе, проложенной по взлетной полосе и рулежным дорожкам аэродрома шведского города Шёвде. Поразительный пример деградации чемпионата, еще десять лет назад бывшего одним из лучших в Европе! Даже в самый первый сезон STCC, в 1996-м, гонки собирали больше участников.

Снижение популярности STCC продолжается уже третий год, хотя первый сезон в текущем формате — со среднемоторными «силуэтами» идентичной конструкции — выглядел довольно многообещающе: пятнадцать машин на первом этапе, 21 участник по итогам всего года.

Настолько жидкой стартовой решётки в STCC еще никогда не было

Да-да, название Scandinavian Touring Car Championship не очень-то отражает фактическое наполнение этой серии на сегодняшний день. Во-первых, последние несколько лет кузовных автомобилей — сиречь туринг-каров — в чемпионате нет. В этом серия STCC напоминает немецкий чемпионат DTM: вместо «кузовов» используются прототипы, которым придают сходство с серийными автомобилями при помощи пластикового оперения.

Но у скандинавов «и труба пониже, и дым пожиже»: вместо углепластикового монокока — пространственная рама из стальных труб, вместо специальной гоночной «восьмерки» — серийный мотор Nissan V6 3.5 мощностью около 420 л. с. установленный продольно в базе. Конструкция всех машин идентична — все они созданы французской фирмы Solution F. Во-вторых, претензии на общескандинавский охват также ничем не оправданы — все семь этапов пройдут в Швеции (в последний раз выездной этап на датском треке Юландс-ринген проводился 2012 году, еще до перехода на «силуэтную» формулу).

Так было не всегда: изначально первая буква в аббревиатуре STCC означала Swedish — шведский кузовной чемпионат, а сами машины были настоящими «кузовами», построенными на основе серийных седанов и хэтчбеков. Поначалу в серии использовались автомобили класса Супертуринг, а в 2003-м им на смену пришла техника категории S2000.

Когда в начале десятых годов класс S2000 во всем мире стал выходить из употребления, организаторы предложили заимствовать технические требования NGTC из британского чемпионата BTCC. это предполагало сохранение серийного стального кузова, но полную унификацию подвесок, замену двухлитровых «атмосферников» турбомоторами того же объема и введение опционального небрендированного мотора (на случай, если команде сложно и дорого разработать свой, либо подходящего базового мотора просто не выпускается). Все это, в теории, должно было дать командам возможность самим строить гоночную технику за сравнительно небольшие деньги. Начался даже переходный процесс: например, команда Engstrom Motorsport приобрела в Англии «гибридный» хэтчбек Honda Civic — шасси S2000 с турбомотором NGTC.

Автомобили разных марок в STCC отличаются только оперением

Вместе с тем, сразу несколько команд во главе с боссом Flash Engineering Яном Нильссеном сочли этот вариант слишком дорогим и медленным, непрестижным. Они настаивали на переходе к более быстрым и эффектным внешне «силуэтам» — несложным технически, недорогим, но мощным и быстрым. Компромисса достичь не удалось: в 2012-м году чемпионат распался надвое — на «кузовной» STCC и силуэтный TTA. Но «силуэтчики» одержали верх — спустя сезон TTA поглотил STCC, получив по наследству историческое название.

Теперь уже видно, что та победа для детища Нильсена была пирровой: после первого всплеска интерес к серии неуклонно снижался, и сейчас, похоже, достиг минимума.

Знакомьтесь, это Dacia Logan. Правда, для удешевления гоночный болид «переодели» в Логан не целиком — заменили только переднюю маску и задок. А середина так осталась прежней: в прошлой жизни это был Saab 9-3

В «старом» STCC была сложившаяся экосистема: костяк чемпионата составляло несколько мощных команд, пользовавшихся поддержкой местных импортеров (WestCoast Racing — BMW, Kristoffersson Motosport — Audi и Volkswagen, Engström Motorsport — Honda, NIKA Racing — Chevrolet, IPS Motorsport — Peugeot), плюс заводская команда Volvo — Flash Engineering, после смены владельца переименованная в Polestar Racing. Прибавьте сюда команды поскромнее, для которых был учрежден «частный» зачёт Semcon Cup — и получите высококонкурентную серию, в каждом этапе которой, как правило, выступало по 15-18 гонщиков, а топ-десятка отличалась близким, и весьма высоким уровнем.

После перехода на «силуэты» этот баланс сил оказался нарушен: команда Kristoffersson Motosport ушла в ралли-кросс, NIKA Racing — в WTCC, а Engström Motorsport после года выступлений вовсе закрылась. И не скажешь, что случилась какая-то катастрофа: появилась поддержка от новых брендов — команда Brovallen Design получила контракт с местным импротером Kia, даже пришел бренд Dacia. Но многие сильные участники разошлись кто куда: в гонки GT, как Йохан Стуресон или Фредрик Ларссон, или в ралли-кросс, как Томми Рустад, или в WTCC и TCR, как Михель Нюкжер. Меньше стало и гонщиков-любителей.

Перед стартом сезона-2016 в STCC произошло несколько любопытных перестановок. Так, заводская программа Volvo теперь перешла коллективу WestCoast Racing: все из-за того, что сама «конюшня» Volvo Cyan Racing занята участием в WTCC. Впрочем, для зрителей все прошло незаметно — теперь WCR работает под «псевдонимом» Volvo Cyan Racing. Причем на один этап вольвовцы пригласили в партнеры к Роберту Дальгрену и Ричарду Горанссону новозеландского гонщика Скотта Маклафлина, отстаивающего честь марки в чемпионате V8 Supercars! За рулем прототипа Volvo S60 он заменил принца Карла-Филиппа Бернадотта, в эти дни участвовавшего в праздновании 70-летнего юбилея своего отца, короля Швеции Карла XVI Густава.

За все годы проведения STCC в «силуэтном» формате чемпионами становились только гонщики официальной команды Volvo. На фото Роберт Дальгрен и Ричард Горанссон (справа)

После двухлетнего отсутствия вернулся коллектив Flash Engineering Яна Нильссона — и в дополнение к Линусу Олссону и Ройбену Кресснеру подписал звезду японской серии Super GT (и чемпиона Европейской серии Ле-Ман) Бьорна Вирдхайма.

Команда PWR Racing заручилась поддержкой шведского импортера марки Seat, и «переодела» три своих машины в обвес, стилизованный под Seat Leon. А коллектив Brovallen Design, прежде стилизовавший свои машины под Citroen C5 и Kia Optima, подготовил обвес а-ля Ford Mondeo.

Последнее — свидетельство будущего перехода на требования TCR, к которому готовятся команды: продукция Seat Sport уже представлена в чемпионате, а китайско-американская команда FRD Sport вовсю работает над новым Ford Focus. Босс STCC Йонас Лундин уже подтвердил эти планы: по его словам, на заседании в июне команды решат, менять ли регламент в 2017 или 2018 году. «У нас уже есть три команды, намеренные прийти в чемпионат в случае смены техрегламента» — сказал Лундин.